Часть первая.

Где лучше отдохнуть?

Отдых начинается с выбора страны и даты отпуска. Если он у вас в период с 1 ноября по 1 апреля, то можно смело выбирать Индию. В этот период в стране обезьян, приправ и чая по нашим меркам настоящее лето: нет дождей, солнце от рассвета до заката.

Итак, со страной и отпуском мы определились, что делать дальше?

Теперь немного влезем в дебри и посмотрим, какие есть курорты, что посмотреть?

Пляжи.

С учетом того, что страна омывается с трех сторон Индийским океаном, дефицита в пляжном отдыхе здесь просто нет. Но так сложилось судьбой, что наиболее развит с туристической точки зрения штат Гоа. Самый маленький и самый известный. В первую очередь благодаря движению хиппи и такому жанру музыки как гоа-транс.

Большинство населения, занятого в туризме, отлично разговаривает по-русски, т.к. этот штат уже давно облюбовали туристы из стран бывшего СССР, и хозяева отелей и торговцы стали учить русский, чтобы побороться за клиентов.  

Гоа условно делится на две части: СЕВЕРНЫЙ и ЮЖНЫЙ.

Северный Гоа рассчитан для более экономичного молодежного отдыха. Здесь очень дешевое питание и проживание, больше проходит развлекательных мероприятий: концерты, дискотеки, различные шоу.

Пляжи все песчаные, местами прерывающиеся скалами и реками. Так как все пляжи муниципальные, то встретить ограждения или отели прямо на пляже не получится. Законы Индии это запрещают. 90 % пляжей с пальмовыми рощами и небольшими кафе вдоль берега, в которых можно покушать ну очень дешево и на любой вкус. Очень популярны свежевыжатые соки, благо на фрукты этот район не беден.

Отдельно стоит уделить внимание дорожному движению. Оно здесь левостороннее, так что, кто захочет передвигаться на скутере (самое популярное средство передвижения в этой стране), не спешите сразу ездить по большим дорогам, лучше потренироваться на какой-нибудь маленькой улочке недалеко от отеля. Очень распространены случаи ДТП с туристами из Европы как раз из-за привычки ездить по правосторонней системе, особенно на поворотах.

Южный Гоа облюбовали богатые, пожилые туристы из западной Европы, поэтому южная часть изобилует тишиной и более дорогим сервисом, и питанием. Но для разнообразия можно посетить эту часть штата на скутере, не забывая про левостороннее движение, т.к. большую часть пути необходимо преодолеть по оживленным городам и деревушкам, останавливаясь по пути сделать пару замечательных фото.

 

Часть вторая.

Моя история отдыха и впечатления

 1. Прибытие.

Прежде чем начинать, немного забегу вперед. Во время отдыха в Гоа в 2015 году одна новая знакомая, постоянная туристка в Индии, сказала: «Никогда не ругайся, не злись, будь вежлив к другим и ты влюбишься в эту страну, не захочешь возвращаться домой, а если всё-таки вернешься, обязательно прилетишь обратно!». Так и случилось. Послушав совет, был чист душой ко всем и к себе. В итоге отдых по путевке подходил к концу, а я уже искал способы остаться (хотел сжечь паспорт или просто не явиться на посадку в самолет), но вовремя одумался и вернулся благополучно на родину, а в следующем году снова полетел в Индию. Так сильно понравилась мне эта страна.

На чем мы остановились? Да, дело было в сентябре. Один мой хороший друг предложил слетать на море по путевке, на что конечно последовал мой ответ – я только ЗА!

Отпуск планировался на конец ноября, и выбор страны пал из Юго-восточной Азии. Остановились на Индии (по цене устроило, да и отпуск 21 день, страна большая, хотелось посмотреть как можно больше и на пляже поваляться). Дело сделано, айда в турагентство оформляться! Визы заказали там же.

Отель 3* в Северном Гоа, не первая линия, но очень близко от пляжа Морджим. Одноимённая деревушка считается местной «Рублевкой». Отдыхают, в основном, обеспеченные русские, или, как называла их наша вышеупомянутая знакомая, «элитные пакетники». Хоть мы и относились к этой группе, но отдыхаем 21 день и думали, что приехали сюда пожить.

Вылет из Москвы 21 ноября, пересадка в Шардже (ОАЭ) 3 часа, еще 5 часов полета и мы в Гоа. Летели Air Arabia, полет из Москвы занял больше 8 часов, хорошо, что летели ночью, даже поспасть успели. Приземлились в половине пятого утра.

Друг-попутчик, выходя из самолета (выходили из хвостовой части позади двигателя, все воняло керосином), вдохнул на сколько хватило легких и крикнул: «МММ! Запах Гоа!» вызвав тем самым хихиканье среди пассажиров.

Первые впечатления, не отходя от трапа: душно, влажно, тепло, керосин, ноги отекли. Хотелось поскорее занять положение лежа, желательно на пляже.

Таможня заняла не больше часа. Проверяли у всех температуру (в то время по планете ходил вирус Эбола, правительство не хотело распространения этой заразы по Индии). Забираем чемоданы, идем на выход. Кстати об аэропорте. Аэропорт «Даболим» находится в распоряжении военных, поэтому не бойтесь встретить в коридоре у туалета парня в камуфляже с автоматом Калашникова. Безопасность превыше всего. Здание аэровокзала совсем новое, выглядит современно, но маловат, всего один терминал.

Выходим из здания и тут начинается самые приключения. Сотни таксистов пытаются выхватить у прилетевших чемоданы, заманивают и навязывают свои услуги по доставке в отель. Нас об этом в агентстве не предупредили, но мы поняли, что так быть не должно, что где-то находится представить нашего туроператора и начали искать среди этой толпы хоть кого-то с табличкой «Coral».

Нашли! Маленький, худенький человечек с напечатанным на формате А4 листе словом «Coral» стоял в сторонке, и не пытался кружить над нами как пчелка над цветком. Естественно мы подошли к нему, спросили, представитель ли он туроператора, на что он ответил «Yes!» и взял наши чемоданы. Мы, как утята за уткой, пошли следом за ним к машине. Чемоданы уже в багажнике, садимся в авто, и тут он нас спрашивает: «Вам куда ехать?».  Мы в ступоре. Сами ничего не зная, что объяснять и рассказывать, просим отвезти нас в наш отель. «Вы же от туроператора, должны знать!», говорим. Он смотрит на нас, моргает глазками, и не понимает, что от него хотят. Тут до нас доходит, что это очередной развод. Просим отдать наши чемоданы, и катимся обратно к выходу. Ищем дальше. В сторонке стоят разные стойки с красиво оформленными столиками разных туроператоров. Наконец нашли. Подходим, даем наши паспорта, нас отмечают где нужно, и провожают к автомобилю. В наш отель были только мы вдвоем, получился а-ля индивидуальный трансфер. Можно было наконец вытянуть ноги и откинуться на кресле.

Первое, что бросилось в глаза, что мы ехали по «встречке»! Было так страшно и не привычно, но это Индия, бывшая английская колония с левосторонним движением. Дорога в отель заняла больше времени, чем планировалось. Проблема местных городков и деревушек в том, что многие дома не имеют адреса. Люди просто строят свои жилища, отели или еще что где получится и не заморачиваются по поводу адресов, ни в одном навигаторе наш водитель не мог найти нужный отель. Приходилось ездить по деревне, а она очень большая, и спрашивать местных. С горем пополам к часам 7 утра мы были в отеле. Заселили нас быстро. Сделали копии паспортов и отнесли наши чемоданы на второй этаж в номер.

Хоть и было только около 8 утра, солнце палило так сильно, что мы сразу побежали к океану охладиться. Пляж­­­­­­­­­— нежный белый песок, слегка похрустывая под ногами как наш снег в сильный мороз.  Вода настолько теплая, что порой казалось, а не подогревается ли она где-то со дна как в бассейне? Но нет, это солнце, это тепло.

Искупавшись, побрели опять в отель. Хотелось покушать, но местных денег у нас не было. Во всевозможных чатах и форумах все в один голос трубили: «Не меняйте деньги в аэропорту, там курс ни капли не выгодный, ищите «обменник» в отелях или в городке!». Обменяли «зеленые» на рупии у хозяина отеля. Он сам лично на своем байке съездил в банк и поменял нам по очень выгодному курсу. Какой он был тогда уже не вспомню, помню только, то получили мы очень много купюр по 500 и 1000 рупий. На всех банкнотах красовался великий мудрец и правитель Ганди.

Утолить голод можно в любом кафе на пляже. Мы выбрали, как нам показалось, самый лучший из тех, вдоль которых мы проходили. «Rainbow» кафе расположился очень удачно, есть Wi-Fi, удобные диван-матрасы на полу и вентиляторы сверху. Все что нужно, что бы солнце не пекло, можно было развалиться и наслаждаться свежим бризом с моря, «посёрбывая» манговый фреш. 

Первых пару дней отпуска проходила акклиматизация в этом кафе, иногда заказывали не только соки, но и что покрепче.

Еда, сколько не проси официанта «no spicy», всегда была острая. Это особенность кухни этого региона, остается только привыкать. Один раз заказал курицу «Лолли поп». Официант увидел, как я мучаюсь, пытаясь это съесть, принес мне в стакане что-то похожее на кислое молоко, и сказал: «Это ЛАССИ, оно мне поможет». Господи, этот напиток оказался настолько вкусным, солененьким, во рту моментально потушил пожар. После, где бы мы не кушали, я всегда просил этот кисломолочный деликатес.

Так-как мы прилетели надолго, то не мешало бы обзавестись местными сим-картами и транспортом. Мы списались с одним молодым человеком из России. Он предлагал приобрести уже активированные симки и взять скутеры в аренду. Решили арендовать для каждого свой. Опыта мало, возить пассажиров боялись.  Договорились встретиться в нашем кафе ближе к вечеру. Ровно в назначенное время Игорь, так звали того парня, привез нам наши скутеры и симки. Теперь мы были со связью, интернетом и на колесах. Стали мобильными туристами. Кстати, скутеры нам обошлись очень дешево, смогли договориться за 3 доллара в сутки, оплатив сразу за весь период, в разы меньше, чем у бизнесменов вдоль дорог с табличками «Bike for rent», и еще ездить за ними никуда не пришлось. Сервис. Интернета получили по 1 Гб, немного, но были бесплатные звонки между нашими номерами. Let’s go по Индии!

2. На колесах.

Когда ветер хлещет по лицу, руки и ноги трясутся, дух захватывает, какофония многочисленного транспорта режет уши, смиритесь, это Индия, страна не только вкусной еды, солнца, красок и скрипучего песочка под ногами, но и организованного коллапса на дорогах. Вообще, можно написать целую книгу о движении по индийским дорогам. Но у нас такой цели нет, опишу вкратце.  Все ездят как хотят. Сигналят друг другу, обгоняют, разговаривают по мобильному телефону, управляя одной рукой, и, порой, перевозя по пять пассажиров на скутере. Складывается такое чувство, что дорожные правила в этой прекрасной стране напрочь отсутствуют. Спросили, однажды одного таксиста, чему учат в автошколе, а тот улыбнулся и ответил: «Сигналить». Но, как ни странно, несмотря на полную неразбериху на дорогах, случаев ДТП здесь очень мало, все успевают как-то разъехаться. В основном можно увидеть «асфальтную болезнь» у туристов. Поцарапанные коленки, локти, у кого-то лицо—признаки неопытного вождения или езды в нетрезвом виде. Но бывают намного серьезные и страшные случаи. Поэтому совет: выпил— за руль не садись. Едь домой на такси! Если кто- то думает, что в Гоа такси — это типичная для Индии моторикша, тот ошибается. Здесь можно встретить такой вид транспорта, но больше как аттракцион для туристов. В основном это новые комфортабельные Судзуки или Хендай. С таксистами можно торговаться, как и с торговцами на рынке, однажды мне показалось, что им это даже нравится.

Имея транспорт под боком—грех им не воспользоваться. Сначала тренировались на нашей улочке возле отеля. Дорога отличная: покрытие ровное, ям нет, но узкая. Два автомобиля с трудом разъедутся. Теперь стало понятно почему байки заполонили все дороги. Узкий и маневренный, не требующий много топлива транспорт само то, что необходимо для таких условий.

Первое время было страшно. Местные жители, увидев «свежее мясо» на дорогах, всячески пытались нас поприветствовать: сигналили, на ходу пытались спросить, как нас зовут, предлагали показать местные достопримечательности. Все это отвлекает и без того неуверенного водителя. Но, чем больше ездишь, тем быстрее улетучивается страх, даёшь больше газа и, как ни странно, уже начинаешь получать от езды удовольствие. Всем, кто сигналит тебе, шлешь приветственный сигнал обратно.

Наездив сотню километров до рынка и обратно в отель, потом на пляж, опять на рынок, затем в кафе, бак опустел. Нужно где-то заправиться. И о чудо! Вдоль дорог у домов стоят бутылочки с золотистой жидкостью. Сразу понимаешь, это бензин. Стоит один литр немного дороже чем на заправке, но до неё не всегда удается вовремя доехать, да и находятся они очень разрозненно. Заливаешь полный бак, берешь одну бутылочку с собой про запас и снова в путь.

3. Водопад Сурла.

Накатавшись вдоволь по местным пляжам, искупавшись в разных водах одного океана, мы решили съездить куда подальше. Нашли на том же сайте, где сняли скутеры, тему самостоятельных путешествий. Очень заинтересовала поезда на водопад Сурла, что в соседнем штате Карнатака на границе с Махараштрой, в 70 км от столицы Гоа Панаджи.

Списались с двумя ребятами из России, договорились в 8 утра встретиться за Сиолимским мостом (рыбацкая городок) недалеко от пляжа Вагатор. На завтра ровно в 8.00 встретили двух молодых людей на мотобайках, как и договаривались. Познакомились, пообщались, договорились как будем ехать, составили маршрут, одели шлемы и в путь.

Навигатор вел нас по всяким деревушкам вдоль реки Чапора. Специально выбрали такой маршрут, чтобы объехать город Мапуса. Утро все-таки, не хотелось стоять в пробках. Лучше дольше, зато не нужно дышать выхлопными газами.  Дорога петляла то влево, то вправо. Вскоре GPS вывел нас на крупную автомагистраль. Там уже смогли прилично разогнаться, периодически останавливаясь попить воды и свериться с навигатором. Объехав шумный город стороной, свернули на трассу №1. Километров 25 и мы уже в городе Касабле Де Санквелим. Снова привал. Уже было около 9.30 утра. Солнце палит неимоверно, асфальт тает под колесами. Побыстрее в тень.  Несколько километров до привала мы еле плелись за старым автобусом. Дорога на подъезде в город была узкая, обогнать его было невозможно. Из выхлопной трубы старенького ТАТА (марка индийских автобусов) дым валил как из котельной. По поводу экологии здесь не заморачиваются. Салфетка, смоченная водой, обещала лицу прохладу, но, смахнув пот со лба, увидел, насколько черным я был. Кто помнит знаменитую комедию Операция Ы и другие приключения Шурика, может себе представить ту сцену, как Шурик, убегая от тунеядца, опрокинул бочку со смолой, и тот, пробежав сквозь дымную завесу, выбежал черный при черный. Тоже самое было и с моим лицом.

Сверились с навигатором. До водопада осталось преодолеть всего-то 35 километров горного серпантина и красивейших пейзажей по трассе №4, которая в штате Карнатака после блокпоста переходит в трассу №31 до мотеля Delta Ecohuts.

Остаток пути занял около часа. После неимоверных подъемов и спусков мы постепенно оказались на отметке 1 километр выше уровня моря. Уши начало закладывать. Воздух стал чище и прохладнее. Весь путь по холмам и горам ехали в тени густых крон тропического леса. По дороге останавливались сфотографироваться с обезьянами. Соответственно, нужно было за это расплатиться заранее купленными бананами. Хорошо, что мы взяли их побольше, что бы всем хватило и никого не обидеть. Хоть животные были дикими, но людей не боялись. Смело усаживались на плечи, ковырялись тонкими пальчиками в волосах, пытаясь отработать угощение. Практически все проезжающие, увидев, как белые люди кормят животных, останавливались, заводили беседу. Спрашивали откуда мы, куда едем? Даже полицейские, хотя мы их немного побаивались, не стеснялись остановиться и попросить сфотографироваться с нами на память. Не каждый же день подвернется такая удача. Ведь если в туристических районах все жители привыкли к белокожим, то в глубинке, кудой шел наш путь, местные жители видели таких разве что по телевизору. Поэтому мы никому не отказывали, даже если желающих было много.

Ехать в гору было тяжело. Наши железные «пони» с трудом тянули нас по крутым подъемам, но с большой легкостью, разгоняясь, спускались вниз и опять в гору.  Во время очередного привала решили немного скорректировать маршрут. Заехать на смотровую площадку и немного подкрепиться казалось отличной идеей. Так и сделали. По указателям на дороге свернули на право в деревню Сурла (видимо от нее берет название и сам водопад). Заехали на оборудованную площадку на краю обрыва. Но, как-то не впечатлило. Водопад тонкой серебристой полоской где-то вдалеке разрывал красного цвета каньон. Это все, что можно было увидеть. Решили, что поедем в местное кафе, наберемся сил.

Кафе оказалось совсем маленьким. Столики только на улице. Проскочила мысль, что мы вообще сегодня здесь первые посетители, уж как-то не готов был повар нас накормить. Но, пять минут ожидания и шустрый официант (он же повар) приносит каждому по тарелке риса, курочки, хлеб-лепешку и кучу соусов, от которых так и веяло остротой.  Подкрепившись, едем дальше. Осталось совсем немного, вот уже впереди виднеется вывеска мотеля-ориентира. Скутеры паркуем на специальной площадке в тенек.

К водопаду через территорию отеля ведет уже протоптанная дорожка. Проходим пару десятков бунгало, открываем калитку и попадаем к шумной горной речке метров 5 в поперечнике. По всему руслу разбросаны огромные булыжники, вода огибает их, создает водовороты, журчит, всячески пытается протиснуться между камней. Попасть к водопаду можно двумя способами. Первый—это пробираться по камням, прыгать и лавировать на грани падения в воду, второй—воспользоваться туристической тропой вдоль берега. Но, так как дождей давно не было, речка изрядно потеряла свою мощь, мы решили пробираться по руслу, нам показалась эта идея более привлекательной и не скучной. Как маленькие дети, прыгали с камня на камень, дурачились, фотографировались. Иногда ополаскивали головы в кристально чистой воде. По пути встретили несколько небольших водопадов от 3 до 10 метров высотой. Обходили их, выходя на протоптанную дорожку и снова возвращались обратно.  Прыгали и карабкались по камням около 40 минут, периодически устраивая паузы на отдых. В метрах пятидесяти впереди уже виднелся обрыв. Наконец мы пришли.

Ближе к водопаду вода замедлялась в небольших лагунах. Ступать нужно было осторожно. Маленькие водоросли в воде обволакивали камни, делая их скользкими как мыло. Непосредственно у водопада образовались метра два глубиной впадины, и вода из них переваливаясь через край падала с грохотом вниз. То, что на смотровой площадке казалось тонкой серебристой нитью оказалось широким бурлящим потоком. Стоять у обрыва было очень страшно. Лёгкое дуновение ветра в спину ощущалось сильной рукой, толкающей к обрыву.  Единственным способом посмотреть куда летит вода — это лечь и подползти к краю.

Лежишь, смотришь вниз. Поток воды светится на солнце перламутром, падает и разбивается у подножия обрыва громадной радугой. Молодой ветер подхватывает брызги с мельчайшей водной пылью и стремительным потоком поднимается вдоль водопада, приятно охлаждая запеченное на солнце лицо. Не хочется никуда уходить, но нужно сделать пару фотографий на память.

Устроили привал прямо на краю обрыва. Перекусили фруктами с рынка, кто-то успел расслабиться, развалившись на теплых гладких камнях, потягивая сигарету. Казалось, больше никуда не нужно идти и ехать. Несмотря на то, что вода ревела с обрыва, вокруг, казалось, все замерло и была полнейшая тишина. 

После небольшого отдыха, сократив прилично память наших фотоаппаратов красивыми снимками, решили возвращаться обратно тем же маршрутом, прыгая по камням. Очень хотелось искупаться и постоять под водопадом, что мы проходили по пути в Сурле. Несмотря на стоявшую жару, вода была ледяная, но это очень хорошо освежало и бодрило.

Путь назад к скутерам показался слишком быстрым, или, может от усталости, не заметили, как вышли к мотелю. Было уже около трех часов дня. Завели наших железных «пони» и умчались, тем же маршрутом что и приехали, домой в Гоа.

 (продолжение скоро ;)

© Андрей Андреев